Волшебный рефрейминг
Психологическое упражнение-тест
Психологическое упражнение-тест “Волшебный рефрейминг».
Изменение стандартных формулировок с целью осознания своего выбора и изучения других имеющихся возможностей.
Это психологическое упражнение-тест - одно из самых моих любимых и самых эффективных. Для его выполнения Вам понадобится ручка и несколько листов бумаги.
Сначала Вы будете - писать, честно отвечая на поставленные вопросы, ну а потом - переписывать то, что написали ранее, по предложенным правилам.
Переписывать долго не придётся, не бойтесь. Всего лишь поменять первые ДВА СЛОВА в каждом предложении. Но вот, однако, результаты будут впечатляющими. Это один из очень немногих тестов-упражнений, которые сразу же и стопроцентно приводят к психотерапевтическому инсайту - пониманию истины, и, затем, к позитивным сдвигам в жизни. Так что - пробуйте.
Упражнение состоит из четырёх частей. Всё очень просто. Начинайте!
Часть Первая «Ты - Я»
У Вас есть претензии к конкретным людям? Обиды? А может, наоборот, кто-то вас очень сильно - обрадовал?.. Если Вы сейчас «на эмоциях», тогда сделайте вот что: запишите несколько предложений, адресованных этим людям, Вас обрадовавшим или огорчившим, и пусть все эти предложения начинаются со слова «ТЫ». Составьте около пяти предложений.
Например:
Ты обо мне не заботишься.
Ты меня бесишь.
Ты меня порадовал.
А теперь - переписываем
А теперь, перепишите все эти предложения так, чтобы они начинались со слова «Я».
У Вас должно получиться вот что:
Я о себе не забочусь.
Я себя бешу.
Я себя порадовал.
Что мы должны уяснить себе из этого упражнения?
Никто нас «не радует» и не «огорчает». Всё это мы делаем себе сами. Эту базовую истину науки психологии, пытаются донести психологи до своих клиентов и в книгах, и при личных встречах и по-всякому, вплоть до изобретения «несерьёзных игр», весьма далёких от психологии - классической.
Почитайте по этой конкретной теме мою старую статью «Практика Симорон: учимся читать про себя» и Вы всё поймёте.
Часть Вторая «Не могу - не буду»
Точно по такому же принципу Вы должны придумать хотя бы пять (а лучше - десять) реальных фраз о себе и своей жизни, которые должны начинаться словами «Я не могу». (Не пишите: «Я не могу летать». Это никто не может).
Подумайте хорошенько - это серьёзное психологическое упражнение, оно даёт потрясающий результат только, если отнестись к нему серьёзно!
А теперь - переписываем
А теперь перепишите эти фразы так, чтобы они начинались со слов «Я не буду!».
Подсказка: что при этом должно Вас «осенить»? А Вы почитайте: не кощунственно ли стали звучать теперь переписанные Вами фразы? Не страшно ли Вам стало?
Ответьте себе на вопрос: Вы действительно писали о НЕВОЗМОЖНЫХ вещах или же Вы просто отказываетесь их делать оп каким-то причинам (возможно, очень надуманным)?
Часть третья «Мне необходимо - я хочу»
Придумайте несколько реальных фраз, начинающихся со слов «Мне надо» или как вариант «Мне необходимо».
Напишите около двадцати фраз - не поленитесь.
А теперь - переписываем
А теперь перепишите все эти фразы так, чтобы они начинались словами «Я хочу».
Постарайтесь прочувствовать и продумать каждое предложение. Ответьте честно на вопрос: Вам действительно НЕОБХОДИМО то, что Вы написали? Или по каким-то причинам Вы просто ХОТИТЕ того, без чего Вы могли бы вполне обойтись без ощущения стресса, а также морального, и физического дискомфорта?
Часть четвёртая «Я должен - Я выбираю»
Напишите около двадцати фраз, начинающихся словами «Я должен». Подумайте о всех сферах своей жизни, где Вы кому-то что-то должны.
А теперь - переписываем
Замените все слова «Я должен» на другой зачин: «Я выбираю». Прочитайте все эти фразы вслух, с выражением. Скажите, что Вы почувствовали при этом?
Подсказка: У человека всегда есть право выбора - этому учит нас и биология, и философия, и психология, и все религии.
Даже когда человек поставлен перед очень жёстким выбором (выбрать из двух зол - наименьшее) он всё равно может выбирать.
Однако люди, которым хочется манипулировать окружающими, любят внушать этим окружающим ложную мысль о том, что «выбора у них нет» или выбор у них только - один (какой они скажут).
Подарить свободу человеку (свободу выбора в частности) это рассказать ему о том, что на самом деле у него всегда есть выбор, а значит он всегда - свободен.
Поэтому неправильно строить фразу «Я должна одна воспитывать своих детей» или «Я должен жить в браке с моей женой».
Правильно и терапевтично будет всегда строить свои фразы так:
«Я выбираю воспитывать своих детей одна» и «Я предпочитаю выбрать - остаться в браке с моей женой».
Что Вы почувствовали, выполняя это последнее задание нашего упражнения?
***
Это замечательное психологическое упражнение является тренажёром счастья и успеха. Но сначала оно приносит радость и облегчение, а успех уже сам приходит, потом.
Вначале человеку нужно хоть немного ослабить ремни, убрать от его глаз забытую кем-то табличку: «Выхода нет».
Потому что это - неправильная табличка. Её уже во всём мире давно сняли с производства.