СИСТЕМНЫЕ ЭФФЕКТЫ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ
То, что любое действие будет иметь последствия, понимают все. А вот то, что это правило относится буквально к каждому нашему действию, к сожалению, люди не всегда помнят.
А бывает так: поблагодарил коллегу за случайный комплимент, ему стало приятно, и он обмолвился в разговоре в курилке, что Вы «свой парень», и ненароком поднял Ваш «рейтинг». А когда стали решать всем отделом, кого из передовиков путевкой поощрить, за Вас вдруг проголосовало больше всего сослуживцев. Или не поблагодарили коллегу за тот же комплимент, и там, где Вас должно было ждать «везение», его просто не случилось. Точно так Вы можете где-то с кем-то согласиться просто из уважения к чужой точке зрения, и потом он согласится с Вами, когда Вы будете презентовать шефу свой новый проект.
В НЛП такие «последствия», когда взаимодействие людей рассматривается как взаимодействие элементов одной системы, называются системными эффектами. Просчитать их полностью невозможно, но предугадать очевидные или предположить тенденции - вполне реально. Думаю, понятно, почему Вам выгодно создавать больше позитивных системных эффектов и меньше негативных.
Информация имеет свойство накапливаться в сознании людей и в «общественных архивах» вроде интернет-форумов, книг, писем, публикаций и т. д. И, скопившись, она становится самоподдерживающейся.
«Да разве ж он мог такое сказать?! Я его давно знаю! Это не в его стиле». Знакомая ситуация? Сложившаяся репутация заставляет людей верить в то, к чему они привыкли, и они будут поддерживать эту веру в силу природы человеческого мышления.
Таким образом, системные эффекты наших сегодняшних действий могут вернуться к нам сегодня же, а могут где-то накопиться и «аукнуться» через несколько лет. И если мы хотим получить какой-либо эффект как можно быстрее, нужно просто быстрее и больше «работать на свою репутацию». И наоборот - если мы не хотим получать этот эффект.
Однако стоит помнить, что системных эффектов от одного действия может быть несколько. И, создавая одни эффекты, «в нагрузку» мы можем получить еще и другие.
Так, выслуживание перед начальством может принести вместе с расположением шефа и отдаление коллег. Имидж успешного работника вместе с предпочтением руководства - зависть менее успешных, но не менее амбициозных сослуживцев. Изобильное внимание к клиенту вместе с его расположением - повышенные требования к обслуживанию, а то и к цене.
Поэтому, чтобы учитывать максимум возможных системных эффектов, стоит делать две вещи:
1. Вставать на позицию человека (группы), к которому обращена коммуникация, и из его позиции смотреть, устроит ли его эта коммуникация в это время, в этом месте и в этой ситуации.
2. Вставать на позиции всех остальных участников коммуникации, и смотреть, все ли устроит их в этой ситуации.
Но возникает вопрос: как сделать так, чтобы не вызвать негативных системных эффектов, ведь во многих случаях это просто невозможно? Например, как только ты становишься богатым, десятки людей начинают тебе завидовать. Или если у тебя есть конкуренты в бизнесе, то, привлекая рекламой клиента к себе, ты «уводишь» его у конкурента. Разве не так?
Так. И здесь самое время вспомнить о разделении ответственности. Одно дело - чье-то недовольство по поводу твоего успеха, и другое - вследствие твоего успеха. Иными словами, если Ваш успех достигается за счет того, что кто-то что-то теряет, не получая ничего достойного взамен, - это не успех, а кража («Не покупайте рыбу у Василия, она у него костлявее, чем у меня»). А если Вы достигаете успеха при равноценном обмене (на который согласились бы сами), тогда это честный успех («Если Вы купите рыбу у меня, то я Вам, как своему клиенту, дам уникальный рецепт таежной ухи, доставшийся мне по наследству от дедушки - большого специалиста по рыбе».)
Но как это связано с системными эффектами? Очень просто. Помните закон сообщающихся сосудов? Чтобы из одного сосуда вода перешла в другой, нужно, помимо прочего, еще и чтобы из другого сосуда часть воздуха перешла в первый. Иначе разница в давлении просто не пустит воду.
Человек - это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится.
Махатма Ганди
Так вот, это также и один из законов системной коммуникации. В общении невозможно что-то получить, не отдав ничего взамен, и, как ни странно, невозможно ничего отдать, не получив ничего за это. Вопрос лишь в том - что Вы получите? Конечно же взамен хочется получить нечто хорошее, но, к сожалению, так бывает не всегда. Относиться к этому нужно философски. Получили взамен хорошее - отлично, плохое - неприятно, но не смертельно, а порой даже полезно, ведь это как минимум опыт. А опыт это всегда хорошо!
Источник: © https://psi-technology.net